Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мои личные публикации о деятельности адвоката, при осуществлении защиты по делам о ДТП с погибшими, пострадавшими:

 

ДТП с летальным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью. Что должен знать адвокат, для создания прочной позиции защиты? Часть первая (действия в день ДТП).

Всем известно, что пострадать или погибнуть в ДТП намного вероятнее, чем в авиакатастрофе. Статистика в этом отношении не утешительна — около 30000 погибших в  России ежегодно именно в результате ДТП, и сотнями тысяч исчисляется количество людей, получивших тяжкий вред здоровью в происшествиях на дороге. 

Вместе с чем отмечается, что компетентных  адвокатов в этой отрасли очень и очень мало. Из моих личных наблюдений, ещё в период работы в следственных органах, за десятилетний период службы по настоящему остерегаться мне приходилось двух или трёх адвокатов, которые знали специфику расследования ДТП и соотвественно строили позицию защиты фундаментально. 

Что же должен знать адвокат, который принял поручение на защиту лица, привлекаемого к уголовной ответственности за совершение ДТП с пострадавшими (не менее тяжкого вреда здоровью) или погибшими?

В первую  очередь доверителю нужно дать первичные рекомендации (если ДТП произошло только только): 

— никаких показаний на месте ДТП не давать!!! Ни с кем устно не беседовать про ДТП и его причины. Сослаться при этом на плохое самочувствие, шоковое состояние, воспользоваться правом, закрепленным в Конституции РФ — ст. 51 (каждый вправе не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников).

Необходимо это для более широкой возможности по выбору позиции защиты в дальнейшем, когда адвокат будет владеть большим объемом данных, а следовательно вероятность в просчете с выбором позиции защиты будет в разы меньше;

— если на месте ДТП присутствуют свидетели происшествия, следует записать их данные;

— если автомобиль оборудован видеорегистратором, немедленно снять его и убрать. Предоставлять видео можно только после оценки его содержимого Вашим адвокатом. В противном случае видео на носителе могут изъять, а вдруг оно будет против Вас?;

— по возможности сфотографировать участок места ДТП (обзорная, детальная, узловая съемка). Желательно сфотографировать транспортные средства со всех сторон, элементы организации движения (светофор, знаки, разметку и т.д.);

— необходимо по возможности заполучить контакты пострадавшего (или родственников погибшего). Эти данные могут потребоваться потом, при решении вопросов о возможном добровольном возмещении вреда;

— если  пострадавший жив и его доставили в стационар, желательно отправиться туда самому или отправить кого-то из родственников, чтобы осведомиться о его состоянии и не требуется ли какая экстренная помощь, в том числе материальная. Здесь надо помнить, что если пострадавший умрёт, то и квалификация действий водителя будет более тяжелой, порой с реальным сроком лишения свободы. В наше время «чудо» медицина такова, что приходится докупать кровь, медикаменты и т.п., без которых

порой нет шанса спасти жизнь человека. Если такая помощь оказывается,  требуется это документировать (расписки от родственников за получение мат.средств, чеки, договора и т.д.);

  — если участник ДТП участвует в осмотре места происшествия, он вправе сфотографировать протокол осмотра места ДТП и схему. Если фотографировать не позволят, то никто не запретит переписать (схему перерисовать). Эти документы составляют порой до 80% доказательственной базы, и их требуется иметь в адвокатском досье.

Если погибших нет, то материал некоторое время будет в ГИБДД, где будут проводить расследование в рамках ст. 12.24 КОАП РФ, то есть устанавливать тяжесть телесных повреждений.

В этот момент материал можно отксерить/сфотографировать целиком, ибо привлекаемое лицо (водитель) и его защитник (представитель по нотариальной доверенности или адвокат) имеют право на ознакомление со всеми материалами административного расследования на любой его стадии;

— если есть шанс обойтись без изъятия транспортного средства (часто их изымают на следственную или штрафстоянку), нужно решить этот вопрос положительно, то есть организовать эвакуацию и место хранения. В дальнейшем будет возможность спекулировать на вопросе технической исправности автомобиля и контакте с неустановленным транспортным  средством, обосновывая свою невиновность;

— если автомобиль изымают, требуется забрать из него всё ценное, ибо на стоянке гарантировано в сохранности будут кузов, двигатель и коробка передач, остальные вещи, порой ценные, мифически пропадут;

— если доверитель сообщает, что он употреблял спиртное накануне или незадолго до ДТП, будет правильнее с места ДТП госпитализироваться, по любому поводу (к примеру сообщить о болях  в животе, грудной клетке, иными словами имитировать основания для госпитализации). В больнице можно наотрез отказаться сдавать биологические материалы на анализ крови на алкоголь, заявить, что состояние улучшилось, в помощи не нуждается, и под расписку о возможных последствиях покинуть стационар. В этом случае в дальнейшем следствию будет невозможно квалифицировать действия водителя, как лица, находившегося в состоянии опьянения, что безусловно уменьшит возможную ответственность. 

— после окончания оформления ДТП участнику необходимо очно встретиться с адвокатом, для обсуждения деталей сотрудничества, заключения соглашения. После этого адвокат приступит к выполнению поручения по защите, о чём более подробно в следующей части статьи (первоначальные мероприятия при адвокатском расследовании  ДТП с пострадавшими, погибшими).

 

(статья опубликована на сайте PRAVORUB.RU 12.04.2016 г. - первоисточник)

 

 

ДТП с летальным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью. Что должен знать адвокат, для создания прочной позиции защиты? Часть вторая - Первоначальные мероприятия при адвокатском расследовании ДТП

В вышеизложенной статье мною был освещен элементарный алгоритм, которого было бы неплохо придерживаться адвокату, которому посчастливилось принять защиту начиная именно с приезда на место ДТП.

Однако, из своей следственной и адвокатской практики мне известно, что на место ДТП адвокат прибывает редко.

Во-первых, —  участник ДТП может быть ранен или просто находится в шоковом состоянии, и собственно не способен осознавать серьезность ситуации и, соответственно, не догадаться — не то что вызвать, а хотя бы созвониться с адвокатом.  

Во-вторых, —  ДТП происходит в различное время суток, в том числе и рано утром или ночью, а в такое время найти контакты адвоката и согласовать его незамедлительный выезд на место ДТП порой невозможно (если конечно адвокат не является «семейным» адвокатом по абонентскому договору, что в России редкость).

Таким образом, более банальный вариант — когда доверитель связывается с адвокатом через день-два после ДТП. Вот с этого момента, как правило, зачастую и принимает поручение на защиту адвокат.

Итак, доверитель сообщил, что он стал участником аварии с пострадавшими или ещё хуже автокатастрофы с летальным исходом. При очной встрече адвокат может и должен сделать следующее:

Адвокат опрашивает доверителя по обстоятельствам ДТП. При этом желательно конспектировать сведения, которые сообщает доверитель. Память человека редко идеальна и долговечна. Информация, сообщенная спустя незначительное время после ДТП, в наибольшей степени отвечает признакам полноты, нежели информация от участника подобного происшествия, опрошенного спустя неделю, месяц, год…  

Вместе с тем, показания участника ДТП — источник информации о причинах и механизме происшествия, а именно на основе этих сведений возможно установить виновника ДТП или выстроить версию защиты, при которой это будет затрудненно или невозможно. Как наиболее полно опросить участника ДТП? В соответствии с накопленным опытом в расследовании подобных дел, могу предложить следующую структуру опроса:

— время, дата и точный адрес происшествия,

— марка, модель и гос.номер управляемого автомобиля, его техническое состояние на момент ДТП (исправен, не исправен, состояние не известно, состояние осветительных приборов и режим их работы, марка и сезонность покрышек автомобиля и каков их износ);

— наличие видеорегистратора в автомобиле и содержимое записи (как в автомобиле доверителя, так и в других автомобилях, участвовавших в ДТП или в автомобилях свидетелей ДТП), а также наличие уличных камер на участке ДТП. К этому вопросу подходим ответственно, так как если следствие завладеет видеозаписью, а защитник мог об этом узнать, но упустил это из вида, то версия защиты, которая будет сформирована пусть и довольно убедительно, лопнет в один момент, если её будет опровергать видеозапись обстоятельств ДТП; 

— наличие груза (весовые и габаритные характеристики, место расположения в автомобиле и способ крепления) и пассажиров (их количество и где располагались);

— Описание времени суток (светлое, тёмное, сумерки) и условий освещения (Мачты городского освещения, освещение от ближайших домов, освещение исключительно от осветительных приборов авто, отсутствие искусственного освещения и т.д.);

— Описание метеорологических условий (дождь, снег, ясно, туман и т.д.);

— Описание условий видимости (достаточная, не достаточная), примерно в каком диапазоне (50-100 м или 200-300 м и т.д.). Какова была общая видимость (позволяет определять границы дороги) и конкретная видимость (видимость определенного объекта — к примеру автомобиль без света фар, пешеход в тёмной одежде и т.д., в зависимости от того, какое происшествие произошло, если по обстоятельствам дела есть основания полагать, что плохая конкретная видимость могла стать причиной ДТП);

  — Описание характеристик проезжей части на участке ДТП и элементов организации дорожного движения. Наличие дорожной разметки и её тип, наличие дорожных знаков и светофоров, наличие обочины и её характеристики, количество полос в направлении движения доверителя и во встречном направлении, состояние дорожного полотна (мокрое, сухое, заснеженное, гололёд), характеристики перекрестка и т.д.;

— Наличие другого следующего транспорта, по каким полосам и с какой скоростью следовал, марки и модель этого транспорта (в случае, если имело место ограничение обзорности);

— Наличие пешеходов. Характеристики движения и поведение пешеходов (темп движения, направление, возраст, состояние — если неадекватное или пешеход в нетрезвом виде и т.д.);

— обстоятельства самого происшествия, работа светофора в это время (при его наличии, какой сигнал включен в момент происшествия), какова последовательность действий участников ДТП, каков характер маневров, какие меры предпринимали участники происшествия для предотвращения ДТП (подавали звуковые сигналы, «моргали фарами», применяли служебное — плавное или экстренное торможение, пытались смоневрировать куда-либо от опасности) и т.д.;

— Наличие сведений о свидетелях ДТП (если они были) и их координаты (если удалось их зафиксировать);

— Кто пострадал при ДТП, в какие лечебные учреждения направлены;

— Каково состояние водителей в момент ДТП, подвергались ли они медицинскому освидетельствованию на предмет употребления алкоголя или наркотических/психотропных веществ;

— Как проходил осмотр места ДТП, не менялась ли обстановка места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы (если менялась, то в чём это заключалось?). Были ли какие-либо специфичные следы для ДТП на проезжей части (следы торможения, бокового скольжения, каковы их примерные характеристики и локализация)?;

— Какие документы подписывал доверитель на месте ДТП, давал ли объяснение (что в нём сообщал), имеются ли копии или фотографии каких-либо документов, составленных на месте ДТП, имеются ли фото или видео обстановки места ДТП;

— Имеются ли контакты потерпевшей стороны, были ли контакты со стороной потерпевших, какова их позиция ?;

— Где находится транспорт после ДТП (изъят или выдан)?;

Перечень вопросов к доверителю не может быть ограничен вышеуказанным, ибо каждое ДТП как музыкальный инструмент — индивидуально. Тем не менее, сориентировавшись с классификацией произошедшего ДТП (наезд на препятствие, столкновение, наезд на пешехода и т.д.) адвокат может задать ряд дополнительных вопросов, направленных на более точное установление всех обстоятельств происшествия. 

Важно на этом этапе убедить доверителя сообщать только правдивые сведения, так как адвокат может сформировать ошибочную (несостоятельную) позицию защиты, основанную, в наибольшей степени, на показаниях доверителя, но эта позиция будет «пустышкой», если показания доверителя будут опровергаться показаниями сторонних свидетелей, видеозаписью, обстановкой места происшествия и т.д.

Стоит отметить, что подобный опрос доверителя является хорошей подготовкой к будущему допросу. Сам опрос ведётся не только для воссоздания обстоятельств ДТП, а также для подготовки в будущем, после консультаций со специалистом автотехником, опросного листа доверителя, в котором важные параметры дорожно-транспортной обстановки будут уже выверены (убрано всё лишнее и уличающее, добавлено всё необходимое, находящееся в гармонии с имеющимся информационным фоном), после чего можно будет смело заявлять ходатайство о приобщении данного опросного листа к материалам дела.

Далее, в рамках адвокатского расследования, адвокат может опросить свидетелей ДТП, с составлением опросного листа (опрос возможен только с письменного согласия опрашиваемого лица). Перечень вопросов аналогичный вышеуказанному;

Адвокат правомочен ходатайствовать перед органом, ведущим расследование, о предоставлении возможности в ознакомлении с материалами дела, составленными в отношении или с участием доверителя, либо которые должны были ему предъявляться;

Адвокат может оставить заявку на  сохранение видеозаписи, для дальнейшего её изъятия органами следствия и суда, при условии расположения места ДТП в ракурсе видеокамеры городской инфраструктуры;

При недостаточности критериев, необходимых для объективного и всестороннего анализа обстоятельств происшествия и установления причинной связи между допущенными кем-либо из участников ДТП нарушениями требований ПДД РФ с наступившими последствиями, адвокат вправе привлечь специалиста, из области судебной медицины, а также назначить автотехническое экспертное исследование;

На основе собранных данных и их анализа в совокупности: показаний участников ДТП, информации из документов осмотра места ДТП,  данных независимого судебного медицинского и (или) автотехнического исследования, адвокат имеет возможность провести предварительный юридический анализ действий участников ДТП, для установления — какие нарушения ПДД РФ были допущены каждым из участников ДТП, и какие из них находятся в прямой причинной связи с ДТП.

Далее, если предварительно ясно, что причиной ДТП могли послужить именно нарушения требований Правил дорожного движения допущенные доверителем, стоит оценить возможность и целесообразность построения фундаментальной позиции защиты, либо, при обильном количестве доказательств не в пользу доверителя, иногда имеет смысл посоветовать последнему выработать своё отношение к возможному или предъявленному обвинению (не исключая вариант признания вины, ибо не признание вины, при обвинении в достаточной степени подтвержденном допустимыми доказательствами, шансы выцыганить в суде минимальный срок практически отсутствуют).

После формирования защитной позиции, она обсуждается с доверителем. При её утверждении, доверителя требуется тщательно подготовить к выдвижению защитной версии и её поддержанию.

В настоящую статью я умышленно не включаю подробное освещение вопроса о назначении профильного экспертного исследования для данного вида уголовных преступлений — то есть автотехнического экспертного исследования.

Этот вопрос заслуживает отдельного внимания, и я постараюсь раскрыть его в следующей части статьи (Назначение адвокатом автотехнического экспертного исследования и использование его результатов в адвокатской деятельности).

 

 (статья опубликована на сайте PRAVORUB.RU 29.04.2017 г. - первоисточник)

 

 

ДТП с летальным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью. Что должен знать адвокат, для создания прочной позиции защиты? Часть третья - Важные аспекты автотехнического исследования, в расследовании уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях.

 

В вышеприведённых статьях, мною был предложен некий алгоритм действий адвоката на месте ДТП, а также возможные первоначальные мероприятия, в рамках адвокатского расследования.

В настоящей статье речь пойдёт о процессе, происходящем на более зрелом этапе расследования, который неизбежен практически по всем делам о ДТП с пострадавшими, а именно — о назначении и проведении автотехнического исследования, результаты которого зачастую составляют костяк доказательств, на основе которых органы следствия и суда оценивают действия участников ДТП.

Для чего назначается автотехническое исследование?

Кто его назначает?

Какими учреждениями проводятся данные экспертизы ?

Какие виды данного исследования бывают?

Какие вопросы способна решить автотехническая экспертиза ?

Исходные данные, задаваемые эксперту при назначении автотехнической экспертизы.

Кому принадлежит прерогатива их формирования?

Каковы полномочия стороны защиты (равно как и потерпевшей стороны) при при назначении данного вида исследований?

С уверенностью заявляю, что вышеприведённый перечень вопросов далеко не всеохватывающий и не может претендовать на полное освещение всех деталей рассматриваемого вида исследования.

Тема автотехнического исследования весьма обширна, чтобы раскрыть её в единственной статье.

Методики исследований находятся в процессе постоянного развития и совершенствования, что безусловно ведёт к устареванию определенного массива информации и должной своевременной актуализации.

Итак, как правило,  назначается автотехническое исследование/экспертиза в связи с тем, что для оценки значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения уголовного дела, требуются специальные познания в области автотехники.

Процесс дорожного движения связан со взаимодействием трёх основных составляющих: дорожная среда (условия), водитель, транспорт.

Именно эти составляющие и исследуют, с технической точки зрения, эксперты автотехники.  

Автотехническое исследования/экспертизы по материалам доследственной проверки и по уголовным делам назначают следователи. При этом, по материалам доследственной проверки назначаются именно исследования, а по уголовным делам экспертизы.

На стадии судебного разбирательства автотехническая экспертиза может быть также назначена судом. 

Проводятся данные виды экспертиз, как правило,  в экспертно-криминалистических центрах системы МВД,  либо Российском Федеральном Центре Судебной экспертизы при Министерстве Юстиции РФ. 

Автотехнические экспертизы бывают разных видов.

Условно разделю их на следующие:

— Расчётные;

— Диагностические;

— Трассологические;

— Комплексные.

В ходе проведения «расчётной» экспертизы, эксперты лишь проводят расчёты (применяют расчётные методики, формулы). К примеру, при наезде на пешехода, эксперт исследует наличие или отсутствие у водителя технической возможности предотвратить наезд посредством применения торможения. 

Диагностические экспертизы даже по названию легко идентифицировать по их назначению.

Данный вид экспертиз призван установить техническое состояние узлов, деталей, систем механического транспортного средства.

При выявлении неисправности в какой-то системе, узле, детали транспортного средства, как правило требуется установить момент и причину её возникновения, возможность у водителя выявить наличие этой неисправности, а также наличие или отсутствие причинно-следственной связи выявленной неисправности с ДТП.

При проведении данного вида экспертиз, эксперт непосредственно исследует состояние конкретной детали, узла, системы транспортного средства, проверяет её состояние при помощи специального оборудования и методик. 

Трассологические экспертизы проводятся с целью исследования следов и процессов их образования. В одних случаях требуется установить какое именно транспортное средство контактировало или не контактировало с другим, кроме того, насколько значимым было воздействие от данного контакта, способно ли было оно привести к изменению траектории транспортного средства в определенном направлении и т.д. В других ситуациях выясняется механизм ДТП, углы столкновения, место столкновения и т.д.

Данный род экспертиз неразрывно связан с непосредственным исследованием транспортных средств, участвующих в ДТП. 

Комплексные автотехнические экспертизы проводятся при необходимости привлечения к исследованию эксперта иной области знаний, помимо автотехника.

Так, при наезде на пешехода может быть назначена комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза, при этом эксперты разных областей знаний будут высказываться по заданным вопросам, как отдельно по своему направлению, так и совместно с коллегами, иной области знаний.

Возможно назначение комплексной автотехнической и химической экспертизы, при необходимости исследовать и идентифицировать наслоения ЛКП (лакокрасочного покрытия), к примеру при ДТП, при котором второй участник покинул место аварии, а затем его транспорт был обнаружен.

Возможно назначение комплексной автотехнической и видеотехнической экспертизы. В настоящее время это очень популярный вид экспертиз.

При подобном исследовании участвует эксперт видеотехник, который, при наличии достаточно качественной видеозаписи ДТП, зачастую способен с точностью установить скорость транспортных средств (участников ДТП) до происшествия и иные значимые моменты. 

Какие вопросы способна разрешить автотехническая экспертиза? 

На разрешение автотехнической экспертизы можно сформулировать великое множество вопросов.

Чтобы безошибочно ориентироваться в возможных к постановке вопросах, следует учитывать вышеприведённую градацию видов автотехнических экспертиз. В постановлении о назначении экспертизы, кроме вопросов, должностное лицо, назначающее экспертизу, приводит так называемые исходные данные, об этом чуть позже в настоящей статье. 

К вопросам, выносимым на разрешение расчётных экспертиз относятся:

— Каков остановочный путь и остановочное время конкретного механического транспортного средства (марка, модель) в рассматриваемых дорожных условиях при торможении с конкретной величины скорости (к примеру при торможении со скорости 50-60 км/ч) ?

— Каков непосредственный путь торможения конкретного механического транспортного средства (марка, модель) в рассматриваемых дорожных условиях при торможении с конкретной величины скорости ( к примеру при торможении со скорости 50-60 км/ч) ?

— Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на пешехода посредством применения торможения, с момента возникновения опасности, указанного в исходных данных, при скорости движения транспортного средства до происшествия — [конкретная величина] ?

— Имело ли место ограничение обзорности пешехода, с рабочего места водителя, при определенном расположении попутных (или встречных) транспортных средств, если да, то в какой момент времени пешеход появился в поле зрения водителя ?

— Какова величина скорости конкретного транспортного средства (марка, модель) в рассматриваемых дорожных условиях, перед началом торможения, в соответствии с длиной следов торможения (скольжения) обнаруженных и зафиксированных на месте ДТП ?

— Какова величина безопасной дистанции между таким-то и таким то конкретным транспортным средством, при движении последних с такой-то скоростью ? (подобный вопрос уместен в тех случаях, когда водитель уверяет, что препятствие, к примеру в виде пешехода или стоящего автомобиля, появилось в его поле зрения из-за попутного автомобиля, который следовал впереди и резко перестроился). 

— Какое расстояние необходимо транспортному средству (модель, марка) для перестроения на одну полосу левее (правее), при скорости движения такой-то, без потери габаритной устойчивости? (подобный вопрос уместен в тех случаях, когда водитель уверяет, что препятствие, к примеру в виде пешехода или стоящего автомобиля, появилось в его поле зрения из-за попутного автомобиля, который следовал впереди и резко перестроился). 

— Соответствовали ли в имеющейся дорожно-транспортной ситуации действия участников ДТП требованиям Правил дорожного движения РФ?

Если нет, то в чьих действиях имелись несоответствия и какие из них, с технической точки зрения, находятся в причинной связи с ДТП? (стоит учитывать, что эксперты дают оценку исключительно с технической точки зрения, и исключительно в отношении водителей, действия пешеходов эксперты-автотехники не оценивают).

К вопросам, выносимым на разрешение диагностических экспертиз относятся:

В каком состоянии до момента ДТП находились подвеска и колёса конкретного транспортного средства ? 

Если имела место разгерметизация какого-то колеса транспортного средства, то в какой момент произошла разгерметизация, в чём её причина и как этот факт мог сказаться на изменении курсовой устойчивости транспортного средства ?

Если в процессе экспертизы будет выявлена неисправность подвески транспортного средства, то в какой момент возникла данная неисправность, причина её возникновения, мог ли водитель заблаговременно до момента ДТП это выявить, и могла ли данная неисправность послужить причиной ДТП (изменение курсовой устойчивости транспортного средства) ?

В каком состоянии до момента ДТП находилась тормозная и рулевая система транспортного средства?

Если в какой-либо из указанных систем будет выявлена неисправность, то в какой момент она возникла? В чём причина её образования?

Мог ли водитель выявить данную неисправность до или в момент поездки?

Как могла данная неисправность проявить себя (изменение курсовой устойчивости, отсутствие эффективного торможения и т.д.) ?

В каком состоянии (исправно/неисправно, включено/выключено) до момента ДТП находились осветительные приборы транспортного средства (передние фары:  лампочки ближнего и дальнего света, лампы габаритных огней, состояние и положение переключателей, состояние цоколя ламп, состояние вольфрамовой нити ламп, задние фары: состояние цоколя ламп, состояние вольфрамовой нити ламп, состояние переключателей, указатели поворотов - состояние цоколя ламп, состояние вольфрамовой нити ламп, состояние переключателей) ?

К вопросам, выносимым на разрешение трассологических экспертиз относятся:

— механизм ДТП (данный вопрос подразумевает ответ на целый спектр вопросов: место наезда или столкновения, градус столкновения, параметры взаимодействия в момент контакта и векторы разворота, разброса транспортных средств и т.д.);

— Что повлекло отклонение транспортного средства «А» в направлении (к примеру) остановки общественного транспорта: предшествующее столкновение с транспортным средством «Б» или целенаправленный манёвр рулевым колесом вправо (влево), примененный  водителем транспортного средства «А»?

— Что явилось причиной разгерметизации конкретной покрышки (колеса) транспортного средства: наезд на посторонний предмет на проезжей части?; Наезд на бордюрный камень?; Повреждения, возникшие (к примеру) при столкновении с павильоном остановки общественного транспорта ? 

— С какой скоростью следовали транспортные средства перед столкновением, с учётом величины их разброса (и разброса частей от них)? (данный вопрос, в соответствии с ограничением имеющихся и действующих методик,  может быть разрешён экспертом только при столкновении автомобилей с градусом близким к 90, при условии, что транспортные средства после столкновения ни с чем не контактировали).

— Составляли ли до ДТП единое целое представленные на экспертизу обломки (к примеру) бампера с бампером конкретного транспортного средства? (данный вопрос уместен при сокрытии виновника аварии с места ДТП, при том, что на месте ДТП изъяты части бампера, а потом задержано и предполагаемое транспортное средство — участник ДТП).

К вопросам, выносимым на разрешение комплексных автотехнических экспертиз относятся:

— вопросы, из блока расчётных экспертиз, в случае назначения комплексной автотехнической и судебно-медицинской экспертизы. В этом случае эксперты медики могут установить значимые моменты (положение пострадавшего при наезде — горизонтальное или иное, стоял или двигался и т.д.).

Либо  комплексной судебной автотехнической и видеотехнической экспертизы, где эксперт видеотехник высказывается в части видеозаписи и параметров движения автомобиля, а эксперты автотехники производят дальнейшие расчеты, на основе данных от эксперта видеотехника;

— Каким образом (на каком сиденье) размещались в транспортном средстве пострадавшие (к примеру): Иванов, Петров, Сидоров, Сусанин?

Кто из указанных лиц располагался на водительском сиденье? (данный вид комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы требуется для так называемой «рассадки» людей в автомобиле.

Зачастую часть людей в автомобиле погибает, а выжившие претендуют на пассажирские места, хотя в реалии кто-то из выживших мог в момент ДТП быть водителем, но избегая уголовной ответственности, предполагаемый виновник может избрать защитную версию о том, что сам не управлял автомобилем, был пассажиром, а кто был водителем не помнит или помнит, что был такой-то...).

 Исходные данные, задаваемые эксперту при назначении автотехнической экспертизы.

При назначении автотехнической экспертизы весьма важным является не только правильно сформулировать вопросы, но и в полном объеме предоставить эксперту необходимые для разрешения вопросов исходные данные.

Выше упоминалось, что предметом исследования экспертов автотехников могут являться три составляющие дорожного движения: дорожная среда, водитель, транспорт.

Именно отсюда возникает целый блок данных, который необходимо представить эксперту при назначении экспертизы. В противном случае — есть возможность получить от эксперта не заключение по поставленным вопросам, а сообщение о невозможности дачи заключения.

К исходным данным несомненно относится:

Вид покрытия дороги: асфальт, грунтовка, иное;

состояние дороги: сухая, мокрая, снежный накат, гололёд и т.д.;

профиль пути: наклон столько-то градусов, уклон столько-то градусов, горизонтального профиля);

элементы организации движения (дорожная разметка, знаки, светофоры);

наличие иных факторов: ямы и выбоины и их характеристики и т.д.);

Техническая исправность транспорта;

Характер и состояние перевозимого груза, наличие пассажиров;

Условия видимости: общая видимость (видимость дороги) в условиях места ДТП составляет такую-то величину; конкретная видимость (видимость конкретных объектов) в условиях места ДТП составляет такую-то величину. 

Условия освещенности: время суток, наличие или отсутствие искусственного освещения, освещения от приборов освещения на автомобилях и т.д.;

Время реакции водителя на торможение: конкретная величина, в среднем это 1 секунда, но для каждого случая есть дифференцированная таблица времени реакции водителя на начало торможения (легко обнаружить её в свободном доступе в сети интернет);

Темп движения пешехода: как правило указывается из показаний свидетелей, (к примеру) спокойный шаг, а величина указывается из дифференцированной таблицы темпа движения пешеходов в соответствии с возрастной и половой принадлежности (данная таблица также есть а интернете);

Скорость движения транспортного средства: как правило, указывается из показаний свидетелей;

Момент возникновения опасности для движения (данный момент как правило безапелляционно определяет следователь, но не факт, что он задаётся объективно, и требуется изучать данный аспект в каждом конкретном случае): (к примеру) выход пешехода на проезжую часть или выезд автомобиля на пересечение проезжих частей и т.д.

Описание характера движения участников ДТП: (к примеру) участник ДТП «А» следовал по крайней правой полосе такой-то улицы, со стороны такой-то улицы, в направлении такой-то улицы, со скоростью такой-то, выехал на пересечение проезжих частей улиц такой-то и такой-то без остановки.

Участник ДТП «Б» следовал по средней полосе такой-то улицы, со стороны такой-то улицы, в направлении такой-то улицы, со скоростью такой-то, выехал на пересечение проезжих частей улиц такой-то и такой-то без остановки.

Иные значимые обстоятельства.

Стоит отметить, что при отсутствии определённых исходных данных, эксперт имеет право заявить ходатайство об их предоставлении. В случае, если же запрошенные данные не будут представлены эксперту, он по прежнему вправе сообщить о невозможности дать заключение по поставленным вопросам, с указанием причин этого.

Каковы полномочия стороны защиты (равно как и потерпевшей стороны) при при назначении данного вида исследований?

Адвокат вправе на платной основе привлечь специалиста к адвокатскому расследованию.

Иными словами — адвокат может, по имеющимся у него материалам адвокатского расследования, консультироваться со специалистом (экспертом-автотехником) и (или) назначить независимое экспертное автотехническое исследование. 

Я, в своей адвокатской практике, довольно часто пользуюсь данным полномочием.

Если последствия ДТП не летальный исход, то длительное время (более нескольких месяцев) материал о ДТП пребывает в подразделении ГИБДД, причём в стадии административного расследования.

На данной стадии защитник, равно как и участник ДТП, вправе полностью ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении.

Получив значимые материалы ДТП (схема ДТП, протокол осмотра, объяснения участников и очевидцев), защитник вполне может сработать на упреждение и назначить независимое экспертное автотехническое исследование, при этом для назначения данного исследования в большинстве случаев будет достаточно вышеуказанных материалов дела. 

Кроме того, я практикую рецензирование экспертиз, проведенных следственными органами, у частных экспертов-автотехников.

На практике, — эксперты тоже люди, и они склонны делать ошибки, которые могут быть значимыми при формировании выводов экспертизы. 

Надо отметить, что бичом нынешнего подхода к расследованию ДТП — является безапелляционная позиция следователя в определении исходных данных, при назначении экспертизы.

Так, следователь может умышленно занизить темп движения пешехода или скорость автомобиля, а также избрать не объективный момент возникновения опасности для движения (к примеру задать момент возникновения опасности для движения на МКАД с момента выхода пешехода в крайнюю правую полосу, при том, что наезд состоялся в крайней левой полосе, ну и при отсутствии на МКАД наземных пешеходных переходов в принципе).

Как не трудно догадаться, вышеуказанными действиями следователь ухудшает положение водителя и увеличивает шанс того, что эксперты сделают выводы не в пользу водителя.

Именно поэтому исходные данные, при назначении автотехнической экспертизы, адвокату надлежит внимательно изучать, сопоставлять их по критериям соответствия, разумности, объективности.

При этом важно — указывать в протоколах ознакомления с постановлением о назначении экспертизы соответствующие замечания и заявления, при выявлении злоупотреблений, со стороны следователя. 

Отдельно стоит отметить, что полномочиями ст. 198 УПК РФ предусмотрено право ознакомления сторон в уголовном процессе с постановлением о назначении судебной экспертизы.

Здесь важно соблюдение данных полномочий.

Если Вас знакомят с постановлением, которое давно уже передано с материалами дела эксперту, — на лицо факт нарушения прав на защиту, ибо реализовать большинство имеющихся полномочий в указанный момент уже практически не возможно. В соответствии с указанием Постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2010 г. N 28 «О СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ»,  - участники процесса должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до передачи данного постановления и материалов для производства экспертизы эксперту. Именно при соблюдении данных рекомендаций Постановления указанного Пленума ВС РФ, сторона защиты может сформировать дополнительные вопросы, внести значимые замечания по исходным данным, ходатайствовать о проведении экспертизы в ином учреждении и реализовать иные полномочия.

В дополнение хочу отметить — заключение автотехнической экспертизы имеет весьма важное значение при оценке действий участников ДТП.

Поэтому, при отсутствии опыта защиты по данному виду преступлений, обращение адвоката к эксперту автотехнику весьма полезно и целесообразно.

Специалист в этой области всегда способен рецензировать уже полученные заключения экспертиз, помочь в оценке имеющихся материалов дела, а  также определиться с необходимостью назначения независимого экспертного автотехнического исследования.

При дальнейшем предоставлении следствию заключения независимого экспертного автотехнического исследования, проведённого по запросу защитника, создаётся отличное подспорье для стороны защиты.

Если выводы экспертизы, проведённой следствием и исследования, проведённого стороной защиты, находятся в жестком противоречии, то заключение независимого исследования служит значимым основанием к заявлению ходатайства о проведении повторной экспертизы, в рамках предварительного расследования. Соответственно, если в рассматриваемом случае удастся добиться назначения повторной экспертизы, то при ознакомлении с постановлением о её назначении, особое внимание защитник должен уделить объективности исходных данных и полноте сформированных вопросов.  

(статья опубликована на сайте PRAVORUB.RU 20.08.2018 г. - первоисточник )

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?